RSS

Золотые голоса ХХ века

14:48 08.12.2015

О них рассказала посетителям ТЦСО «Фили-Давыдково» сотрудница библиотеки имени Анны Ахматовой Ольга Волжанкина

Не только песнями вьюг и метелей славен первый месяц зимы. Есть в его календаре многие знаменательные даты. Достаточно сказать, что именно в декабре текущего года мировая общественность встретит 100-летние юбилеи со дня рождения таких разных, но знаковых для ХХ века творческих личностей, как Эдит Пиаф и Фрэнк Синатра. О них и шел разговор в ТЦСО «Фили-Давыдково» в понедельник 7 декабря. С лекцией на эту тему перед посетителями Центра выступила сотрудница Центральной библиотеки имени Анны Ахматовой Ольга Волжанкина. Впрочем, Ольга Владимировна подготовила к этой беседе не только яркий и живой доклад, но и видеофильмы, составленные из музыкальных клипов.

Соло певчего воробья

Начнем с того, что настоящее имя этой великой актрисы и певицы звучит несколько иначе – Эдит Джованна Гассион. И детство ее было совсем не безоблачным. Вообще, надо сказать, что ее биография напоминает приключенческий, авантюрный, с элементами трагедии и мелодрамы роман. Всемирно известная в будущем, она родилась практически на улице, вместо акушера роды принимал полицейский. На этом, можно сказать, знакомство младенца с матерью и закончилось. Больше ее девочка не видела. В первые годы жизни ее воспитывали родители матери, а потом – родители отца. Причем последним пришлось долго отмывать малышку и лечить. Выяснилось, что она, переболев какой-то хворью, оказалась слепа...

Чудесным образом зрение вернулось к ней после посещения святых мест.

Учиться Эдит почти не пришлось, и в 9 лет девочка пела на уличных цирковых представлениях. В 14 она решила жить самостоятельно и все так же пела на улицах вместе со сводной сестрой Симоной.

Все изменилось, когда Эдит пригласили петь в кабаре «Жуан-ле-Пен». Здесь-то и появился ее артистический псевдоним Пиаф, что на парижском сленге означает «Воробышек».

Прошло несколько лет – и Пиаф проснулась знаменитой. После дебюта в мюзик-холле «АВС» ее имя опубликовали во всех парижских газетах. Так появилась на свет Великая Эдит Пиаф.

Помимо музыкальной карьеры, Пиаф принимала участие в театральных постановках и играла в кино. Например, она исполнила главную роль в пьесе Жана Кокто «Равнодушный красавец», снялась в фильме «Монмартр на Сене».

Незримо присутствует она, кстати, в культовом советском фильме «Семнадцать мгновений весны». Правда, песня в ее исполнении, что звучит из динамика автомобильного радиоприемника в машине Штирлица, будет написана лет этак через 15 после окончания войны. Но факт остается фактом: судя по реплике Ю. Семенова, пела Пиаф о счастливых мгновениях весны и апреля. И, видимо, в результате игры этих слов и получил название впоследствии экранизированный роман.

Что же касается самой Пиаф, то во время войны она жила в Париже, продолжала свою артистическую деятельность и пользовалась у оккупантов популярностью. Благодаря их содействию было организовано несколько концертов в лагерях для военнопленных. В ходе их Эдит фотографировалась на память и с немецкими офицерами, и с пленными. Как свидетельствуют очевидцы, с групповых фото были сделаны паспорта для, по крайней мере, 120 французских военных, находящихся за колючей проволокой. Во время следующих гастролей в чемоданчике с двойным дном певица привезла в лагерь изготовленные подпольщиками документы. И это позволило в дальнейшем организовать их побег...

Послевоенное время стало для Пиаф периодом небывалого успеха. Ее с восхищением слушали жители парижских предместий и утонченные ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии.

В 1958 году Эдит начала выступать в концертном зале «Олимпия» – успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после — очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции.

25 сентября 1962 года она пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чем не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Ее слушал весь Париж.
Последнее ее выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек.

Хитрый чемоданчик Синатры

Бытует легенда о чемодане с двойным дном и в биографии Фрэнка Синатры.

Он родился 12 декабря 1915 года в Хобокене (Нью Джерси) и был единственным ребенком в семье. Уже с 13 лет зарабатывал пением, выступая в барах родного города Хобокен и аккомпанируя себе на миниатюрной «гитаре» – укулеле. При этом, будучи подростком, работал в издательстве газеты Jersey Observer, мечтая о карьере журналиста. В итоге его приняли на должность репортера – он вел спортивную рубрику.

В свободное от работы время Синатра был частым гостем радиошоу Major Bowes Amateur Hour. Здесь он выступал в квартете. В 1938 году отправился на свои первые гастроли в Инглвуд Клифс, и первым профессиональным гонораром Синатры были 25 долларов в неделю. За эти деньги он выступал с квартетом, работал конферансье и представлял различные комедийные сценки.

На следующий год Синатру заметил продюсер Гарри Джеймс, который пригласил его в только что созданный джаз-банд. Некоторое время Синатра выступал с этой группой, но уже в 1940 году перешел в оркестр Томми Дорси, с которым записал 90 песен.

В 1942 году началась его сольная карьера. Одновременно с этим он работал на радио в программе The Lucky Strike Hit Parade.

Вскоре Синатра стал кумиром молодежи. В день Колумба в 1944 году во время выступления в Paramount Theater здание буквально атаковали толпы его поклонников.

В 1943–1952 годах Синатра работал со студией Columbia Records, а в 1953 году перешел на Capitol Records. В 1960 году стал учредителем собственной звукозаписывающей компании Reprise Records.

В конце 1940-х годов Синатра выступал в Лас-Вегасе с такими эстрадными звездами, как Сэмми Дэвис, Дин Мартин, Джо Бишоп и Питер Лоуфорд. Их компания, известная как Rat Pack, работала с Джоном Кеннеди во время его президентской кампании в 1960 году.

При всем этом в Америке ходили упорные слухи о его связях с мафией. Причем некоторые главы кланов не скрывали, что оказывали Синатре спонсорскую помощь. Кстати, образ этого певца появляется (естественно, под другим именем) в фильме «Крестный отец». Утверждают, что однажды Фрэнк по просьбе своих друзей перевозил через границу в чемоданчике с двойным дном крупную сумму денег. На таможне его пригласили на досмотр, но тут образовалась шумная толпа эксцентричных поклонников, и Синатру в результате отпустили с миром...

В 1971 году Синатра объявил, что уходит на пенсию, однако продолжал давать редкие концерты, становившиеся настоящей сенсацией в музыкальном мире. В 1980 году записал один из своих шедевров – супер-хит New York, New York, став единственным певцом в истории, сумевшим через 50 лет вернуть себе популярность и любовь публики. В 1988–1989 годах прошел прощальный тур Rat Pack, а последнее концертное выступление состоялось в 1994 году, когда ему было 78 лет. 14 мая 1998 года Фрэнк Синатра скончался от сердечного приступа в возрасте 82 лет.

Такие разные судьбы, непростые биографии... Они тем не менее так характерны для ушедшего от нас в историю динамичного, эксцентричного и противоречивого ХХ века.

Александр Лёвин

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати