RSS

Первого сентября исполнилось 100 лет участнику обороны Москвы, авиаконструктору советских военных самолетов Константину Михайловичу Николаеву

10:48 07.09.2015

Первого сентября исполнилось 100 лет участнику обороны Москвы, авиаконструктору советских военных самолетов Константину Михайловичу Николаеву

В свой юбилей Константин Михайлович желает российскому народу быть верными России.

“Всякое расслабление расшатывает любую систему, не надо паниковать и впадать в апатию, когда возникают трудности” – такими словами начал рассказ о своей жизни юбиляр.

Удивительная штука наша жизнь! Не знаешь, как повернет судьба, куда выведут тебя пути-дороги, с кем повстречаешься и надолго свяжешь свою судьбу и с кем будешь благодарно вспоминать пережитое.

А вспомнить есть что.

1 сентября 1915 года в г. Томске у студента технологического института и его супруги, в эпоху Империалистической войны, на свет появился первенец. Счастливые родители назвали его Константином.

По окончанию войны, окончив институт, Михаил Николаев как молодой специалист был направлен вместе с семьей на рудник, где работал в каменноугольной промышленности.

В 1923 году молодая семья переехала в Сибирь, но так как супруге по здоровью не подходил суровый климат этого региона, их переправили на Урал. Этот переезд Константин Михайлович запомнил на долгие годы, потому что в этот период вся страна хоронила великого вождя, Владимира Ильича Ленина.

“Я помню, как к нам домой зашел какой-то партизан в шапке с красной лентой и сообщил о смерти Ленина. Всюду жгли костры – так народ прощался с вождем” – говорит Константин Михайлович.

Недолго пришлось жить Николаевым и в Нижнем Тагиле, мама Константина опять заболела. И тогда было принято решение ехать на Юг.

В Харькове Константин пошел в свой первый класс. После третьего класса отца перевели по работе на шахту в Донбасс. Там маленький Костя проучился всего пару классов и окончил школу в 1931 году в маленьком городе Красный Луч.

“Свой седьмой класс я окончил в этой школе и был очень горд этим, потому что в то время школы, наряду с теорией, давали много практических знаний. Нас знакомили со слесарным делом, оборудованием для шахт и т.д.” – делится воспоминаниями юбиляр.

В том же 1931 году Константин Михайлович поступил в Авиационный техникум. Юноша очень стремился овладеть знаниями и навыками в области авиа конструирования, и уже в 1935 году был приглашен в Таганрогское авиаконструкторское бюро на “Проекционный завод” на должность авиаконструктора.

Затем Константин был принят в комсомол. В 1937 году его приняли кандидатом в коммунистическую партию, а уже в 1939 году он был в составе Партии.

В 1940 году Министерство Авиационной промышленности командировало Константина Михайловича в качестве начальника технического контроля Авиационного Завода, находящегося в 100 км от Москвы.

”… В конце 1940 года на самом высоком уровне – СМ СССР ЦК ВКП была принята программа выпуска боевых и учебных самолетов. Это была обширная программа, выполнение которой должно было поставить Советский Союз на одно из ведущих мест среди мировых авиационных держав по количеству самолетов”.

Авиация в ведущих странах мира развивалась ускоренными темпами. Было ясно, что мощь государства, в частности сила армии, зависит от состояния военно-воздушных сил. Самолетов нужно было много, и соответствовать высокому уровню.

Менее чем за год до начала Великой Отечественной войны, 25 июля 1940 года, Постановлением Совета Народных Комиссаров предусматривались изменения организационных структур Военных Воздушных Сил Красной Армии. Речь шла о проведении кардинальных изменений в составе авиационных подразделений и частей, увеличении численности личного состава и самолетного парка, и о «новых» задачах, стоявших перед отдельными родами авиации. Сроки окончания запланированных мероприятий во всем их объеме были жесткими: наиболее позднее по срокам выполнения мероприятие определено на 1 января 1941 года.


Решались две задачи: замена устаревших самолетов в строевых частях и создание новых. Время и обстановка требовали незамедлительного перехода на новую авиационную технику. Замене подлежали самолеты И-15, И-16, И-153, И-15бис, СБ, ТБ-З, Р-5 и др.

Создание новых авиационных частей требовало большого количества специалистов (в постановлении указано – 60 248 человек). В их число попал Константин Михайлович.

Спешно строились два опытно-экспериментальных завода, главный – в г. Подберезье, в ста километрах к северо-западу от Москвы и вспомогательный, в Красной Глинке -пригороде Куйбышева. Оба предприятия должны были стать также центрами подготовки кадров, где немецкие инженеры работали бы рука об руку со своими русским коллегами.

Кроме Подберезья и Красной Глинки строились так же авиазаводы недалеко от Раменского, в Москве, в Химках, в ряде других мест - от Кутаиси до Ленинграда.

“Подберезье считался строго секретным заводом. Здесь меня застала война” – продолжает Константин Михайлович .

”Когда немцы подошли близко к Москве, был дан приказ об эвакуации завода. На тот момент я был уже женат, а моему первому сыну, Юре, исполнилось 4 года. Жена не хотела уезжать, но я настоял на том, чтобы они с ребенком уехали в город Горький”.

Через какое-то время Константин Михайлович, будучи в составе комиссии завода, получил команду возвращаться в Москву.

“В декабре 1941 года, мы приехали в город, а там паника, суматоха. Поскольку семья была в Горьком, я поехал туда их разыскивать” – вспоминает юбиляр.

В этот момент Государственный комитет обороны принял решение оборонять Москву, поэтому Константина Михайловича в срочном порядке вернули обратно в столицу на авиазавод. В должности начальника отдела технического контроля, он проработал до окончания войны.

После Дня Победы начали расформировывать все авиазаводы.

Поскольку Константин Михайлович имел большой опыт в авиастроительстве, он отправился на шесть лет в Германию в составе специалистов разных специальностей по вопросам репарации технического оборудования, необходимого для восстановления страны.

Правительством было создано отделение по поставке оборудования по всему СССР.

По возвращении, Константина Михайловича назначили заместителем начальника государственной инспекции по качеству промышленных товаров.

В период с 1966-1971 г.г. он был назначен торговым представителем по вопросам поставляемого Советским Союзом машинно-технического оборудования в Монголию.

В этой должности он проработал до 1987 года.

“Занимались мы не только поставками оборудования, но и обучением специалистов. Одним словом, жизнь моя была очень разнообразной и я ни капельки не жалею о том, через какие трудности прошел” – с улыбкой рассказывает именинник .

”Именно на авиационном заводе я встретил свою любовь - Антонину. Она была из многодетной семьи, родилась в Донбассе. Жизнь у нее была довольно сложной, поэтому начала рано работать. Долго я за ней не ухаживал, потому как было не до этого. Но, тем не менее, она стала моей женой, и в 1937 году родила мне сына Юру, а в 1966 году – еще одного сына - Толю. Мы с ней пережили вместе войну, прошли все трудности того времени. Антонина очень любила детей, работала педагогом в детском саду. Семья у нас получилась очень хорошая. Женой она была замечательной, сопровождала меня в Германии и Монголии…”

Прошло уже немало лет, а наш герой остается верен главному делу своей жизни - честному служению Родине и народу.

Несмотря на все соблазны нашего непростого времени, Константин Михайлович и сегодня остался верен духу государственного служения. В свой сотый юбилей он желает российскому народу быть верными России, не размениваться на мелочи, идти уверенно вперед и добиваться своих целей, уметь выстраивать деловые отношения и всегда гордиться своей Родиной.

Юна Гельдыева

Теги: юбилей

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати