RSS

303 года со дня рождения Ломоносова

11.11.2014

Сохраняя традиции классического образования и используя новейшие инновационные технологии, Ломоносовская школа каждый год отмечает день рождения великого российского ученого и деятеля Михаила Васильевича Ломоносова.

Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: «Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».

Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,

Но в глубине лица горящего не скрыло,

Как пламенна гора казалось меж валов

И простирало блеск багровый из-за льдов.

Среди пречудныя при ясном солнце ночи

Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

- стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,

- трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,

- чувство языка, способности к изучению иностранных языков,

- осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,

- терпимость к неразумному поведению окружающих,

- беспричинные вспышки ярости,

- смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,

- преобладание гордыни над разумом,

- гибкость в принятии решений,

- неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,

- упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,

- работоспособность, нередко во вред своему здоровью,

- готовность принять ответственность за многие решения,

- глубина мышления и в то же время поверхностность,

- гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,

- неумение вести хозяйство и планирование производства,

- неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,

- страстное желание к познанию нового.

На протяжении всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко — какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!

«Мне нравится одна из самых древних наук – математика. Без неё невозможно представить жизнь человека. Математика везде: в любом открытии, изобретении, освоении космоса.

Одним из лучших российских математиков был Михаил Васильевич Ломоносов. Я постоянно вспоминаю его слова: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит».

Я люблю математику за то, что она помогает развивать мой ум и способности. Может быть, когда-нибудь и мне удастся совершить открытие. Но уже сейчас на уроках я делаю немало маленьких открытий для себя.

А чтобы рассказать о своем открытии, надо уметь грамотно писать и много читать о природе, человеке, животных и насекомых. И надо помнить о том, что всё в этом мире связано между собой. Открытия нельзя совершить, если ты не владеешь другими науками!»

Размышления ученицы Ломоносовской школы Ульяны Пилько об открытиях Ломоносова.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати